Соблюдение правил и норм для аптечных учреждений является важной составляющей. Отказ от их выполнения карается на законодательном уровне и влечет за собой административные последствия. Вне зависимости от формы собственности учреждения все нормы должны быть выполнены, начиная от оборудования для хранения медикаментов и заканчивая общей санитарией. Соблюдение всех норм и правил регулярно проверяется службой Госсаннадзором.
Требования к аптечному оборудованию и соответственно помещению для него:
Сотрудник аптеки, работающий в зале с посетителями, должен быть защищен от капельных инфекций, что возможно только при наличии специального оборудования.
Все помещения должны быть чистыми и дезинфицированными дезрастворами, вход в помещение должен содержать необходимый инструмент для очистки обуви от грязи, при этом инструмент очищаться сотрудниками не менее одного раза в сутки.
Постройка и отделка помещения должна иметь защиту от грызунов и различных насекомых. Категорически запрещено применение гипсокартона. Каждый материал должен быть сертифицирован.
Оконные проемы должны быть обеспечены антимоскитными сетками. При этом стеллажи с медикаментами, стоящие фасадной стороной к солнцу, должны быть защищены от попадания прямых солнечных лучей.
Стены, пол и потолок в аптеках должны быть абсолютно ровными – без выпуклостей и отверстий для возможности их мытья дезинфицирующими средствами. В местах перехода стены к потолку и полу недопустимо создание карнизов и выступов. Все применяемые материалы должны быть подтверждены антистатиком и гигиеническими сертификатами. Среди напольных материалов допустимо применение только линолеума, релина со сварными швами и керамической плитки неглазурованного покрытия.
Помещения аптечных учреждений должны быть хорошо освещены естественным и искусственным путем. Наиболее освещенное помещение должно быть у работающего с гражданами персонала. В качестве искусственного освещения применяют люминесцентные лампы накаливания.
Для отопительной и вентиляционной систем разработаны действующие СНиП. Несколько раз в день должны проводиться замеры температуры, влажности и воздухообмена. При необходимости их следует регулировать согласно нормам в приложении №4.
В помещении хранения лекарственных препаратов и местах работы с населением строго запрещено разведение растений, использование штор, гардин, ковровых покрытий и развешивание настенных плакатов, картин. Все информационные стеллажи и стенды должны быть выполнены из материалов, которые легко обрабатываются дезрастворами. Все декоративные элементы, находящиеся в подсобных помещениях и кабинетах, должны еженедельно проходить уборку и очистку.
Все имеющееся технологическое оборудование необходимо регистрировать Минздравом Российской Федерации с получением сертификата.
Оборудование устанавливается не вплотную к стенам для осуществления уборки и обработки дезинфицирующими средствами. При этом оно не должно загораживать проход, перекрывать источники света. Запрещено применение аппаратуры, не соответствующей технологическим процессам.
В уборном и моечном помещении каждая раковина должна содержать номер и маркировку для мытья конкретного лекарственного препарата:
инъекций;
внутри приемных лекарственных препаратов;
лекарств наружного применения.
Мытье персональной посуды, рук и прочих частей тела в этих раковинах недопустимо.
12. Раковины для мытья рук работающего персонала должны иметь педальные или локтевые краны для удобства использования. Здесь же должны находиться сушильные аппараты и дезинфицирующие средства для рук.
Ежедневно до открытия аптеки должна проводиться влажная уборка с применением дезинфицирующих средств. Использование сухих уборок запрещено. Еженедельно необходимо проводить генеральную уборку всех аптечных помещений.
Ежемесячно следует мыть потолок дезинфицирующими средствами при помощи чистых тряпок. Окна и рамы моются горячей водой с использованием мыла или моющего средства ежемесячно.
Ежедневно убирается все оборудование и шкафы для хранения медикаментов, имеющиеся в зале аптеки. Стеллажи складов убираются минимум 1 раз в неделю.
Весь уборочный инвентарь должен иметь маркировку и использоваться исключительно по назначению. Храниться он должен в отдельном помещении вдали от медикаментов. Ветошь ежедневно следует подвергать дезинфекции и сушить, после чего она убирается в предварительно подготовленную и пронумерованную закрытую тару.
Антисептический блок убирается ежедневно после закрытия аптеки с применением дезрастворов согласно приложению №8. Еженедельно осуществляется его генеральная уборка. Вся уборка блока выполняется в определенной очередности: мойка стен, дверей и потолка; дезобработка оборудования; мытье полов. Уборка производится при помощи поролоновых губок, не волокнистых салфеток. Поверхность пола моется тряпками, выполненными из суровых материалов.
Ежедневно из помещений убирается мусор и отходы, собираемые за смену в контейнеры с крышками, которые в дальнейшем моются дезинфицирующими средствами.
Дезраствор выполняется профессиональным сотрудником в соответствии с нормами и правилами. Перечень средств, разрешенных к применению, строго регламентирован Министерством здравоохранения РФ.
Ежемесячно аптеки должны проводить санитарный день, в который допустимо проведение мелкого ремонта помещений.
Каждый сотрудник аптеки должен иметь специальную одежду и индивидуальные средства защиты.
Аптечные помещения не должны одержать подразделения, не связанные с их деятельностью.
Оборудование для хранения медикаментов должно обладать физико-химическими, фармакологическими и токсикологическими свойствами на протяжении всего периода эксплуатации.
Фасад аптечного учреждения должен содержать информацию о названии субъекта, режиме работы, адрес ближайшей дежурной аптеки. Режим работы учреждения оговаривается с местными властями.
Аптечные помещения бывают нескольких видов, и они должны содержать определенные виды помещений:
аптека (зал работы с посетителями, материальное помещение, рампу, административный кабинет, кабинет для отдыха персонала, санузел, также должна быть дистилляционная и стерилизационная в аптеках, где осуществляется изготовление лекарственных препаратов);
аптечный пункт (зал работы с посетителями, рампа, материальное помещение, кабинет для отдыха персонала, санузел);
аптечный киоск (одно помещение на одного сотрудника, при этом санузел должен находиться в здании, где размещен киоск);
больничное аптечное учреждение (рампа, материальное помещение, административный кабинет, кабинет для отдыха персонала, санузел, также должна быть дистилляционная и стерилизационная в аптеках, где осуществляется изготовление лекарственных препаратов и асептический блок).
Прописанные нормы и правила обязательны для всех аптечных учреждений.